Перегудов Владимир Николаевич

Герой Соц.Труда
Перегудов Владимир Николаевич - начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро №143 (СКБ-143), капитан 1-го ранга.Родился 28 июня 1902 года в городе Балаково Саратовской области. Из крестьян. Русский.В годы гражданской войны в составе комсомольского отряда боролся с бандами, затем был секретарем чрезвычайной следственной комиссии в Балакове.С 1921 года – в Военно-морском флоте. Окончил курсы подготовки командного состава Балтийского флота, в 1926 году – Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. В 1926-1927 годах служил старшим военпредом морских сил Балтийского моря, ремонтным механиком на линкоре «Октябрьская революция».В 1930 году окончил Военно-морскую академию.С 1930 года – инженер секции подводного плавания в Научно-техническом комитете (НТК). Был участником создания и испытаний подводных лодок различных проектов, включая большие и средние дизельные подводные лодки типов «Д», «Щ», «С», «К». В июле 1932 года В.Н.Перегудов назначен старшим инженером отдела проектирования подводных лодок НИВК УВМС РККА. В 1934 году он был временно откомандирован в специальное КБ, созданное при германской фирме «Дешимаг» для проектирования подводных лодок IX серии (типа «Н», впоследствии «С»). В мае 1935 года В.Н.Перегудов возвратился в НИВК начальником секции, с апреля 1936 года – начальник отдела проектирования ПЛ.Необоснованно репрессирован в декабре 1937 года, находился в тюрьме под предварительным следствием, освобождён летом 1938 года «за отсутствием вины». Однако некоторые другие арестованные вместе с ним работники НИВК были расстреляны.В январе 1941 года В.Н.Перегудов назначен начальником корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 (ныне ЦКБ «Рубин»). В 1943-1946 годах – главный конструктор средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.В 1947 году возвратился в ЦНИИ-45 (так с 1939 года стал называться бывший НИВК). Был начальником научно-исследовательского отдела и отдела судовых движителей. Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613. Для ВМФ СССР и ряда других стран было построено 215 подводных лодок подобного проекта (самая крупная серия подводных лодок в СССР).С апреля 1951 года – заместитель директора ЦНИИ-45 по научной работе (ныне ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова). В 1952 году В.Н.Перегудов назначен главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627). До апреля 1953 года за ним сохранялась должность заместителя директора ЦНИИ-45, однако затем он был освобождён от неё, чтобы полностью сосредоточиться на проектной работе.Тогда, в апреле 1953 года, В.Н.Перегудов назначен начальником и главным конструктором специально созданного для создания атомных подводных лодок СКБ-143 (в 1966 году переименовано в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения, с 1991 года – в ЦКБ «Малахит»). Вплотную приступив к работе по проектированию атомной подводной лодки в 1953 году, В.Н.Перегудов добился высоких темпов работ. Уже 24 сентября 1955 года состоялась церемония закладки атомохода (ему присвоили номер К-3). В августе 1957 года АПЛ К-3 была спущена на воду, с июля 1958 года – приступила к ходовым испытаниям. Успешно пройдя их под непосредственным руководством главного конструктора, в январе 1959 года первая советская атомная подводная лодка К-3 была принята в состав Военно-Морского флота СССР.За выдающиеся заслуги в создании первой в СССР атомной подводной лодки и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года капитану 1-го ранга Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Кроме К-3, за годы работы в СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом конструкции Ильюшина (проект 627А), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М.К.Янгеля (проект 639), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (проект 705), многоцелевой атомной подводной лодки второго поколения (проект 671).Годы напряженного труда не прошли даром. В.Н.Перегудов тяжело заболел и в 1958 году по болезни был освобождён от должности начальника СКБ-143. В 1960 году он ушел и с должности главного конструктора СКБ, но продолжал трудиться в нём ведущим конструктором до конца жизни. Конструктор читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, в военно-морских училищах и в Ленинградском кораблестроительном институте.Выполнил серию научных исследований движения подводных лодок в вертикальной плоскости, по устойчивости формы цилиндрических оболочек, проанализировал причины аварий некоторых подводных лодок и предложил способы их предотвращения. Автор раздела по конструкции корпуса «Справочника инженера-подводника».Наиболее выдающееся детище конструктора намного пережило своего создателя. Первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была выведена из боевого состава советского ВМФ только в 1988 году. За годы службы она находилась 14 115 часов на ходу и прошла 128 443 мили. Атомоход К-3 стал головным в серии АПЛ улучшенного проекта 627А (всего флоту поставлено 12 единиц). Советский Союз получил мощное оружие ракетно-ядерного сдерживания любого агрессора, которое внесло очевидный вклад в недопущение войны между двумя противоборствующими лагерями.Лауреат Ленинской премии СССР, Государственной премии СССР.Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 19 сентября 1967 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалямиЕго именем был назван танкер, ходивший по морям в 1970-1980-е годы. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 20 января 1998 года судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов». В память о выдающемся конструкторе на здании ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска (1994).